Глава 5. Эффект прайминга

Недавно подвергнутое прай-
мингу понятие несет более выраженное воздействие в течение короткого промежут-
ка времени (т.е. характеризуется "краткосрочным воздействием"), а часто подвер-
гающиеся праймингу понятия действуют в течение более длительного времени
(т.е. отличаются "долгосрочным воздействием").
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ
В последние годы ученые продолжают изучать эффект прайминга, особенно
прайминг, инициированный медианасилием. Р.Б. Фельсон (Felson, 1996) на страни-
цах социологического ежегодника Annual Review of Sociology рассматривает многие
факты, свидетельствующие о связи между просмотром боевиков и агрессивностью
зрителей, или праймингом агрессивных мыслей. Б. Бушман и Р. Джин {Bushman &
Geen, 1990) проводили эксперимент, участникам которого показывали один из трех
фильмов (очень жестокий, менее жестокий и нейтрального содержания). Затем они
должны были в письменной форме изложить мысли, которые появлялись к концу
просмотра. Наиболее агрессивные мысли были у тех участников, кто смотрел жесто-
кий фильм. Другие исследования, изучающие данную проблему, показали, что эф-
фект прайминга возникает под воздействием видеоигр и некоторых спортивных те-
лепередач. К. Андерсон и К. Форд (Anderson & Ford, 1978) определяли уровень тре-
вожности, враждебности и депрессии в трех группах. Члены первой группы играли
в очень жестокую видеоигру, второй группе предложили игру, где было меньше на-
силия, а члены третьей, контрольной, занимались совсем другой деятельностью.
Уровень враждебности участников эксперимента, занятых видеоиграми, был на-
много выше, чем у членов контрольной группы. Что касается уровня тревожности,
самые высокие показатели были обнаружены у членов первой группы, которым дос-
талась самая агрессивная видеоигра. Согласно результатам других исследований,
у болельщиков американского футбола отмечены более сильные враждебные на-
клонности, чем у болельщиков неагрессивных видов спорта (Goldstein, 1986).
Другие исследования также подтвердили, что сцены насилия вызывают эффект
прайминга. Т. Лэнгли (Langley et at., 1992), проводя эксперименты со студентами
колледжа (мужчинами), обнаружил, что прайминг делает медианасилие более при-
тягательным. Участники эксперимента должны были составить короткие рассказы
с использованием одной из трех групп слов: включающих семы агрессии, обозна-
чающих позитивные или просоциальные явления или действия и слова нейтральной
семантики. Истории тех участников, которые использовали слова, связанные с аг-
рессией, были более жестокими. Затем студентам предложили посмотреть отрывки
из фильмов. Студенты, подвергшиеся агрессивному праймингу, проявляли больший
интерес к сценам насилия, чем другие участники. Б. Бушман (Bushman, 1998) обна-
ружил, что сцены насилия вызывают прайминг агрессивных мыслей. Так, в одном
эксперименте участников после просмотра жесткого боевика просили назвать слова,
ассоциирующиеся с определенными темами. В другом эксперименте участники
должны были определить, являются ли комбинации букв на экране компьютера сло-
вами или просто бессмысленными сочетаниями, при этом половина слов включала
семы агрессии. В обоих случаях выбор слов участниками эксперимента свидетельст-
вовал о сильном воздействии прайминга от просмотра сцен насилия.
В последнее время прайминг изучается не только в связи с медианасилием. Эф-
фекту прайминга уделяется много внимания в исследованиях воздействия рекламы,
Глава 5. Эффект прайминга 113
особенно воздействию прайминга на восприятие новых изделий известных фирм-
производителей (Lee, 1994). Также анализировалась интерпретация телепередач
и вызванные ими ассоциации после прайминга либо положительными, не стерео-
типными образами чернокожих (обоих полов) и женщин, либо негативными стерео-
типами этих социальных групп {Power, Murphy & Coover, 1996). Исследования воз-
действия политической пропаганды показали: упор на моральных или этических ас-
пектах политических вопросов в СМИ настраивает восприятие избирателей таким
образом, что на первом месте для них стоит порядочность политика, и другие аспек-
ты политики также воспринимаются прежде всего через призму этики и морали
(Domke, Shah & Wackman, 1998).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz