Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 5. Эффект прайминга
Участникам эксперимента
давали разные установки, которые заставляли их по-разному интерпретировать про-
исходящее на экране. Одной группе сообщили, что спортсмены намеренно стара-
лись причинить друг другу боль, другой — что они просто выполняли свои профес-
сиональные обязанности, не испытывая при этом особых эмоций. После просмотра
боев участники эксперимента получили возможность некоторым образом отомстить
ученому, который ранее вывел их из себя, якобы применяя к нему электрический
разряд. Те из мужчин, которые подверглись агрессивному праймингу, вели себя бо-
лее жестоко по отношению к "жертве", применяя более сильные разряды.
ОПРАВДАННОСТЬ НАСИЛИЯ
Исследования показали, что на поведение потребителей медианасилия оказыва-
ют влияние и развязки тех ситуаций, которые они видят на экране. Как выяснилось,
зрители верят, что события, происходящие на экране, могут случиться и в их жизни,
если они будут действовать также, как персонажи фильмов (Bandura, 1971; Comstock,
1980; Comstock et ai, 1978; Huesmann, 1982). Если зрители видят, что персонаж филь-
ма пострадал из-за своего агрессивного поведения, они вряд ли будут подражать его
действиям (Bandura, 1965, 1971). Кроме того, когда зрителям напоминают о трагиче-
ских последствиях насилия, это обычно сдерживает агрессию. Р. Горансон
(Goranson, 1969) проводил эксперимент, в котором участников намеренно оскорбля-
ли, чтобы вызвать злость. Потом участникам эксперимента показали жестокий бок-
серский поединок. Некоторым участникам сказали, что один из боксеров умер от
увечий. Затем им дали возможность отомстить обидчику. Те мужчины, которым со-
общили о смерти боксера, обходились со своим обидчиком гораздо мягче.
Исследования показали.
Эффект прайминга усиливается, если зрители:
• определенным образом интерпретируют значение фильма (или медиаинформации
в какой-либо иной форме);
• верят, что существуют определенные причины, оправдывающие агрессивные или
жестокие действия персонажей;
• отождествляют себя с героями фильма;
• верят, что происходящее на экране — не вымысел, а реальные события;
• видят сцены насилия и вспоминают ассоциирующиеся с ними мысли или чувства,
пережитые в прошлом.
110 Часть П. Теория и основные понятия
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ПЕРСОНАЖАМИ
Исследования также показали, что отождествление зрителей с действующими
лицами фильмов усиливает эффект прайминга. В одном из экспериментов мужчин
разозлили, а затем показали запись боксерского поединка (Turner & Berkovitz, 1972).
Одна группа участников должна была представить себя в роли боксера, выигравшего
бой. Мужчины из другой группы должны были представить себя в роли рефери. Тре-
тья группа участников не получила никакой установки. Половину участников каж-
дой группы просили мысленно произносить слово "бей" всякий раз, когда победи-
тель наносил удар. После просмотра каждый участник эксперимента получил воз-
можность отомстить человеку, нанесшему оскорбление, применяя электрошок. Са-
мыми жестокими оказались мужчины, которые представляли себя в роли боксера-
победителя и мысленно произносили слово "бей" с каждым ударом на экране.
Исследователи предложили различные гипотезы, объясняющие воздействие ото-
ждествления на эффект прайминга. Слово "бей" могло включать ассоциативную па-
мять, вызывая воспоминания о пережитых ситуациях, связанных с применением на-
силия. Активация таких воспоминаний вместе с соотнесенными мыслями и чувст-
вами усиливает агрессию. Юнкьюнг Джоу и Леонард Берковиц писали:
"Возможно, что зрители, отождествляющие себя с персонажами фильмов (или считаю-
щие себя таковыми), особенно склонны к агрессивному мышлению во время просмотра
сцен насилия. В своем воображении они наносят удары вместе с действующим лицом
фильма, и их агрессивные мысли вызывают эффект прайминга, что приводит к относи-
тельно мощной активации ментальных структур агрессии" (Jo & Berkowitz, 1994, p. 54).
РЕАЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ
Воспринимаемая реальность художественных фильмов также может усилить эффект
прайминга.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.