Глава 5. Эффект прайминга

От-
дельные мысли или чувства, сохраняющиеся в памяти индивида, вспоминаются и ас-
социируются с новой информацией. Эти представления и мысли могут стимулировать
другие представления и мысли, связанные с ними, и влиять на поведение человека.
Когда потребители массовой информации получают информацию-раздражитель
с определенным значением, она соотносится с близкими к ней понятиями. Мысли,
связанные с определенными эмоциями, активируют соотнесенные чувства и пове-
денческие реакции. Так, исследования показали, что печальные мысли могут вы-
звать уныние (Velten, 1968), а агрессивные мысли при определенных обстоятельствах
могут порождать враждебные чувства или даже действия (Berkowitz & Heimer, 1989).
Глава 5. Эффект прайминга 107
108 Часть П. Теория и основные понятия
Члены аудитории склонны иметь мысли, содержание которых подобно увиден-
ному, или семантически сходные мысли. Другими словами, подвергнутые праймингу
мысли активируют другие, семантически связанные с ними мысли (Collins & Loftus,
1975). Например, печальная сцена фильма вызывает воспоминания о подобных си-
туациях в жизни телезрителей и "включает" эмоции, ассоциирующиеся с этими со-
бытиями. Расставание с любимым человеком, смерть близких, трагические проис-
шествия так или иначе затрагивают каждого, поэтому подобные события, происхо-
дящие на теле- или киноэкране, вызывают у зрителей определенные ассоциации.
Интенсивность прайминга, конечно же, зависит от индивидуальных особенно-
стей восприятия (Bargh & Chartrand, 2000). Судя по всему, эффект прайминга опре-
деляется также новизной воспоминаний человека и особенностями его индивиду-
ального восприятия.
Прайминг и ментальные модели
Ученые стали выходить за рамки структурной модели памяти, рассматривая эффект прай-
минга как один из аспектов более масштабных ментальных моделей. Эти модели представ-
ляют собой комбинацию знаний индивида о мире и его воспоминаний о мыслях и чувст-
вах, испытанных в прошлом. Разным темам, ситуациям и уровням обобщения соответст-
вуют свои ментальные модели. Эти модели не всегда статичны. Они могут расширяться,
совершенствоваться или изменяться каким-либо иным образом при поступлении новой
информации, или сами становятся факторами, вызывающими эффект прайминга.
Эффективность средств массовой информации в создании ментальных моделей была до-
казана научными исследованиями, свидетельствующими, что применение иллюстратив-
ного материала и других наглядных пособий способствует построению ментальных моде-
лей (Glenberg & Langston, 1992; Wyer & Radvansky, 1999). Согласно Д. Роскос-Эвольдсену
(Roskos-Ewoldsen, 2001):
"Уместность применения концепции ментальных моделей для понимания феномена
медиаинформации можно определить на нескольких уровнях. Во-первых, явление
межличностного общения, воздействие СМИ или мира в целом требует конструирова-
ния ментальной модели, которая будет репрезентацией определенного события или яв-
ления. Считается, что уровень понимания данного события или явления индивидом
определяется уровнем сложности построенной им модели. Более того, ментальные мо-
дели способствуют пониманию, интегрируя информацию из разных эпизодов телепе-
редачи или даже серии телепередач (Zwann & Radvansky, 1998) и координируя логиче-
ские умозаключения, сделанные на основе полученной медиаинформации (Graesser et
ah, 1994). Таким образом, ментальные модели, которые мы конструируем, определяют
наше понимание массовой информации. Во-вторых, очевиден факт воздействия СМИ
на конструируемые ментальные модели. Например, недавние исследования показали,
что люди, которые предпочитают передачи и фильмы романтического содержания, от-
личаются более идеалистическими взглядами на брак и семейную жизнь. Можно ут-
верждать, что просмотр подобных телепередач приводит к образованию ментальных
моделей, сконструированных на основе соответствующих медиаобразов".
Источники. Glenberg A.M. & Langston W.E. (1992). Comprehension of illustrated text: Pictures help to
build mental models.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz