Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор
155).
Несколько других работ, опубликованных примерно в тот же период, оказали сущест-
венное влияние на состояние умов и события общественной жизни в XIX и XX веках. Это
"Коммунистический манифест" Карла Маркса и Фридриха Энгельса, опубликованный
в 1848 году, "Происхождение видов" Чарльза Дарвина и эссе Джона Стюарта Милля
"О свободе", опубликованные в 1859 году (Cowley & Smith, 1939).
После гражданской войны Уильям Твид и контролируемая им политическая ор-
ганизация прибрали к рукам муниципалитет Нью-Йорка, расхитив в конце концов
сотни миллионов долларов из городского бюджета. Едкие карикатуры Томаса Неста,
художника из New York Times, сыграли решающую роль в организации обществен-
ного движения по свержению политического босса. Увенчавшийся победой
"крестовый" поход газеты против махинаций Твида и муниципальной коррупции
положил начало эры так называемой "разгребания навоза" — публичного разобла-
чения в американской прессе служебных злоупотреблений (Bent, 1969).
Сенсационность желтой прессы, в частности периодических изданий Джозефа Пу-
литцера и Уильяма Рэндольфа Херста в конце XIX века, способствовала огромному
увеличению тиражей этих газет (более одного миллиона экземпляров) — убедительное
свидетельство эффективности СМИ как средства достижения определенных целей,
если не собственно их влияния. Некоторые историки даже утверждают, что газетные
вопли Херста о бесчинствах испанцев на Кубе были причиной изменения обществен-
ного мнения в пользу военных действий против Испании, особенно после загадочного
взрыва, потопившего американский военный корабль "Мэн" вблизи Гаваны.
46 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия
"Херсту приписывают разжигание страстей и, в конечном счете, развязывание войны
своими шовинистическими лозунгами, как, например, 'ВСЯ СТРАНА С НЕТЕРПЕНИЕМ
ЖДЕТ НАЧАЛА ВОЙНЫ!'. Независимо от того, заслужил ли Херст такую сомнительную
честь, он наверняка верил в то, что его газета способствовала американской вооруженной
интервенции на Кубу, и даже спрашивал читателей с первой страницы двух номеров своего
издания 'ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ВОЙНЕ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ?'" (Hoff, 1988, р. 247).
Два интересных примера мощного воздействия СМИ на общественное мнение
связаны с изменением медиаимиджа нефтяного магната Джона Рокфеллера. Одно из
этих изменений произошло в начале XX века, в эпоху Прогрессивизма, и было ре-
зультатом "разгребания навоза", разоблачительной деятельности журналистов, ко-
гда одна за другой публиковались резкие статьи, вскрывающие социальные язвы
общества. Журналистка Ида Тарбелл изобразила Рокфеллера беспощадным капита-
листом, не брезгующим никакими средствами для завоевания рынка. Статьи Тар-
белл, напечатанные в McClure's Magazine, сделали мультимиллионера одной из са-
мых ненавидимых личностей в истории США, о чем свидетельствуют сатирические
карикатуры и газетные статьи того периода. По иронии судьбы, несколькими годами
спустя Рокфеллер нанял эксперта по связям с общественностью Айви Ли, чтобы
восстановить свое доброе имя. Ли обратила внимание прессы и читателей на благо-
творительную деятельность Рокфеллера и создала образ эдакого благодушного ста-
ричка, что вернуло бывшей акуле капитализма утраченные симпатии широкой пуб-
лики. Поистине, в деснице прессы — жизнь и смерть человеческая!
Разоблачительная деятельность других журналистов в эпоху Прогрессивизма повлия-
ла на общественное мнение и ускорила социальные изменения. Статьи Линкольна
Стеффенса привлекли внимание читателей к проблеме коррумпированности местных
властей, что повлекло требование общественности о более совершенной форме город-
ского правления. Кампания против рекламы патентованных лекарств была иницииро-
вана разящими передовицами издания Ladies' Home Journal и серией разоблачительных
статей под общим названием The Great American Fraud ("Великая американская афера"),
опубликованных в 1905 году в журнале Collier's Weekly. Эти статьи способствовали орга-
низации кампании "за правдивую рекламу", результатом которой стало создание феде-
ральной комиссии по вопросам торговли и создание более совершенных структур управ-
ления бизнесом. Публикация разоблачительных материалов Элтона Синклера об анти-
санитарных условиях на мясокомбинате Чикаго повлекла официальное расследование.
В результате был принят закон о санитарно-гигиенических нормах для пищевой и фар-
мацевтической промышленности, на основе которого было сформировано управление
пищевой и фармацевтической промышленности. Согласованные действия других изда-
ний способствовали совершенствованию производственных отношений, форсировали
принятие законов о детском труде, о компенсациях рабочим, а также положительно по-
влияли на ход социальных реформ в целом.
МАССОВАЯ ПАНИКА КАК РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЯ В СМИ
В настоящее время страх у потребителей массовой информации, особенно у детей,
как правило, связан с демонстрацией фильмов ужасов и репортажами о неприятных
или пугающих реальных событиях. Как будет показано в главе 13, где говорится о ре-
акции аудитории на страшные и неприятные сообщения в СМИ, исследования Джо-
анны Кантор в этой области — типичный пример современного подхода к данной
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор 47
проблеме. Кэнтор и несколько ее самых одаренных студентов сосредоточились на из-
мерении количественных параметров реакции испуга у детей разного возраста, вы-
званной просмотром фильмов ужасов, криминальной хроники и репортажей о бедст-
виях и катаклизмах. Эти эксперименты помогли установить, какие именно медиама-
териалы могут вызвать страх у детей различных возрастных групп, а также найти спо-
собы снижения негативного воздействия пугающих передач на детей.
История СМИ полна примеров более масштабного воздействия пугающих или не-
приятных сообщений. В газете New York Herald от 9 ноября 1874 года напечатали пу-
гающую мистификацию, которая вызвала массовую истерию читателей. Репортер
Т.Б. Коннери, обеспокоенный слабыми мерами безопасности в зоосаде Сентрал Парк,
сочинил историю о том, что его обитатели оказались на свободе.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.