Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор
До гражданской войны
шведская певица Джэнни Линд не была известна в Америке, несмотря на свою европей-
скую популярность. Барнум выпускал пресс-релизы, писал редакторам, печатал памфле-
ты, даже спонсировал песенный конкурс, так что к прибытию Линд в Америку в 1850 го-
ду ее встретила 40-тысячная армия поклонников (Hume, 1977; Applegate, 1998). В другом
случае Барнум так успешно разрекламировал приобретенного им в Лондоне слона
Джамбо, что уже за первую неделю платного показа слона публике полностью окупил за-
траты на покупку и транспортировку (30 тыс. долларов) (James, 1982; Applegate, 1998).
В XX веке, во время двух мировых войн, правительство США предпринимало меры
для пропаганды американского военного участия. Во время Первой мировой войны пре-
зидент Вудро Вильсон организовал Комитет по вопросам общественной информации,
который занимался цензурой и пропагандой под руководством журналиста Джорджа
Крила. Комитет выпускал статьи, пресс-релизы, фильмы, создавал рекламу и нанимал
ораторов для пропаганды военного участия по всей стране. Многие ученые, задейство-
ванные в подобной программе "общественной информации" во время Второй мировой
войны, позже стали у истоков современных исследований медиавоздействия.
В конце 1930-х годов многие газеты начали энергичную кампанию за повышение
дорожной безопасности. В результате количество автотранспортных происшествий
резко сократилось. Незадолго до этого полным успехом увенчалась газетная кампания
за "благопристойное" празднование Дня Независимости. Инициатива проведения
этой кампании приписывается газетному редактору Джеймсу Кили.
"Вечером 4 июля 1899 года он сидел у постели своей тяжелобольной дочки. Гром от
тысяч фейерверков не давал ей заснуть. Он позвонил в редакцию, чтобы узнать, сколь-
ко несчастных случаев произошло в тот день в тридцати крупнейших городах Америки.
Цифры говорили о том, что празднование Дня Независимости унесло больше жизней,
чем война с Испанией. В следующем году газета Tribune привела подобную статистику,
требуя 'благопристойного' празднования. Позже и другие периодические издания по-
следовали этому примеру, пока число погибших и изувеченных 4 июля не снизилось
более чем на 9/10" (Bent, 1969, р. 220).
РЕЗЮМЕ
С момента изобретения печатного станка в 1450 году люди признавали потенци-
альное влияние средств массовой информации на аудиторию. Озабоченность мощ-
ным воздействием масс-медиа была свойственна не только элите, но и всем слоям
общества. Эта озабоченность влияла на законодательство, определяла государствен-
ную политику и привлекала интерес ученых.
История изобилует примерами, иллюстрирующими воздействие СМИ. Сюда от-
носятся социальные изменения, вызванные распространением новых медиатехно-
логий; случаи государственного вмешательства в деятельность прессы; случаи обще-
ственных акций против насилия и порнографии в СМИ; действия, направленные
против сотрудников изданий, ответственных за публикацию провокационных мате-
риалов, и паника потребителей массовой информации как реакция на медиавоздей-
ствие. Многочисленные успешные рекламные кампании свидетельствуют о способ-
ности СМИ к убеждению и внушению аудитории.
БИБЛИОГРАФИЯ
Applegate, E. (1998). Personalities and products: A historical perspective on advertising in America,
Westport, CT: Greenwood.
Bent, S. (1969). Newspaper crusaders: A neglected story. Freeport, NY: Books for Libraries Press.
Cantril, H., Gaudet, H. & Herzog, H. (1940). The invasion from Mars: A study in the psychology of
panic. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Cowley, M. & Smith, B. (1939). Books that changed our minds. New York: Doubleday, Doran &
Company.
Davies, D.R. (1998). The contemporary newspaper/ 1945-present. In W.D. Sloan (Ed.), The age of
mass communication (pp. 453—469). Northport, AL: Vision Press.
Davison, W.P. (1983). The third-person effect in communication. Public Opinion Quarterly, 47, 1—15.
Dicken-Garcia, H. (1998). The popular press, 1833-1865. In W.D. Sloan (Ed.), The age of mass
communication (pp. 147—170). Northport, AL: Vision Press.
Eisenstein, E.L. (1979). The printing press as an agent of change: Communications and cultural transformations
in early modern Europe. Cambridge, England: Cambridge University Press.
Eisenstein, E.L. (1983). The printing revolution in early modern Europe. Cambridge, England:
Cambridge University Press.
Febvre, L. & Martin, H-J. (1984). The coming of the book: The impact of printing 1450-1800.
(D. Gerard, trans.). London: Verso Editions.
Grimsted, D. (1998). American mobbing, 1828-1861: Toward Civil War. New York: Oxford University Press.
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор 51
Hakluyt, R. (1582/1850). Divers voyages touching the discovery of America and the islands adjacent.
New York: Burt Franklin, published by the Hakluyt Society.
Hall, C.C. (Ed.) & Jameson, J.F. (Gen. Ed.). (1910). Original narratives of early American History:
Narratives of early Maryland 1633—1684, reproduced under the auspices of the American
Historical Association. Reprint of A relation of Maryland; together with a map of the countrey
(1635). New York: Charles Scribner's Sons.
Hariot, T. (1590/1972). A briefe and true report of the newfound land of Virginia, by Thomas Hariot. The
complete 1590 Theodor de Bry edition. New York: Dover.
Hoff, E.E. (1998). The press and a new America, 1865-1900. In W.D. Sloan (Ed.), The age of mass
communication (pp. 233—250). Northport, AL: Vision Press.
Hume, R. (1977, October). Selling the Swedish nightingale: Jenny Lind and P.T. Barnum. American
Heritage, 28, 90-107.
Huntzicker, W.E. (1998). The pioneer press/1800-1900. In W.D.Sloan (Ed.), The age of mass
communication (pp. 187-211). Northport, AL: Vision Press.
Hyde, J. (1994). The media and the diffusion of innovation: The phonograph and radio broadcasting.
In J.D. Startt & W.D. Sloan (Eds.), The significance of the media in American history. Northport,
AL: Vision Press.
James, T, Jr.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.