Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор
42 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия
Зафиксированы многочисленные примеры массовых беспорядков на почве расо-
вой вражды (Grimsted, 1998). Во времена движения аболиционизма в Иллинойсе толпа
напала на Элию Лавджоя и убила его. Афро-американец Фредерик Дуглас, редактор
издания North Star, подвергался систематическим преследованиям своих противников,
которые даже сожгли его дом. В США 1950-1960-х годов, во время борьбы негров за
гражданские права, редактор из Миссисипи Хейзел Бреннон Смит выступила против
угнетения чернокожих, что стало причиной враждебного отношения к ней как мест-
ных жителей, так и местных властей. Совет белых граждан призывал бизнесменов
штата отозвать из издания свою рекламу, подписчики отказывались от подписки, бе-
лый чиновник возбудил против редактора иск по делу о клевете — и все это было вы-
звано публикациями на тему расовой дискриминации (Davis, 1998).
Массовые беспорядки на почве расовой вражды были связаны не только с деятель-
ностью прессы, по меньшей мере, один случай беспорядков был вызван кинофиль-
мом. В начале XX века на экранах США появилась провокационная кинолента
"Рождение нации", разжигающая расовую неприязнь, что повлекло массовые погро-
мы в черных кварталах. Продюсером фильма был Д.У. Гриффит, патриарх американ-
ского кино. С позиции превосходства белой расы в фильме освещались события Граж-
данской войны, Реконструкции и рассказывалось о зарождении Ку-Клукс-Клана.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОБЕСПОКОЕННОСТЬ "НЕПРИСТОЙНЫМ"
СОДЕРЖАНИЕМ
Общественная озабоченность негативным воздействием сцен насилия и порно-
графии не является исключительным достоянием XX века. В начале XIX века в анг-
лийской журналистике появилось новое течение, которое позже было успешно пе-
ренято дешевыми ежедневными газетами Нового света. В британской прессе юмо-
ристические репортажи о ворах, дебоширах, проститутках и других изгоях общества
набирали широкую популярность среди читателей и получали весьма нелицеприят-
ную оценку критиков. Появление в 1833 году в США нью-йоркского издания Sun,
специализировавшегося на криминальной хронике, вызвало столь же противоречи-
вую реакцию. С одной стороны, новое издание завоевало многочисленных предан-
ных поклонников. С другой стороны, акцент на скандалах, сексе и насилии вызвал
критику и озабоченность по поводу пагубного воздействия таких материалов на
нравственность читающей публики, круг которой непрерывно расширялся.
Второе ежедневное издание, нью-йоркская газета Джеймса Гордона Беннетта Herald,
хотя и завоевало популярность почти с момента своего появления, тем не менее, стало
причиной многих скандалов. Это объяснялось привычкой Беннетта высмеивать своих
конкурентов в статьях (язык которых по меркам XIX века был не вполне респектабель-
ным), а также подробными репортажами, в которых смаковались убийства, секс и случаи
непристойного поведения. Конкуренты и противники Беннетта воевали с ним на стра-
ницах газет и набрасывались на него с кулаками, встретив на улице. Несколько раз Бен-
нетта избивали разъяренные читатели. "Война против Беннетта" — яркий пример обще-
ственной обеспокоенности воздействием печатных материалов, которые считались не-
пристойными в XIX веке. Влиятельные граждане Нью-Йорка призывали к бойкоту изда-
ния и тех предпринимателей, кто помещал в нем свою рекламу. В результате тираж
Herald стал сокращаться, и Беннетту вскоре пришлось уступить.
Незамысловатый стиль таких газет, как Sun, Herald и других таблоидов, а также
публикуемые в них сенсационные, щекочущие нервы материалы принесли им попу-
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор 43
лярность и коммерческий успех. Критики продолжали осуждать предположительно
негативное воздействие подобных материалов на нравственное состояние общества,
особенно когда другие газеты начали подражать стилю Беннетта и в журналистике
возникло новое течение. Автор вышедшей в 1847 году критической статьи об амо-
ральности периодических изданий назвал прессу растлительницей нравов. Статья
Pernicious Literature ("Тлетворная литература") призывала к реформе прессы во из-
бежание печальных последствий подобного "развращения".
"Разрушительная энергия ежедневных газетных публикаций — одно из наиболее страш-
ных зол нашего времени и нашего государства. Безнравственные и асоциальные произ-
ведения, так широко распространившиеся в нашей стране в форме различных ежегодни-
ков, брошюр и семейных газет, разносят семена растления, которые прорастут позором и
бедствиями для тысяч читателей или даже станут источником того духа чувственности и
эгоизма, который заразит всю нашу нацию и будет угрозой демократии... Такое положе-
ние вещей требует реформы секулярной прессы... Пока это не сделано, дух наших газет и
тяга читающей публики к сенсационности будут подпитывать друг друга, пока не соль-
ются и не переполнят тот поток безнравственности, который начинает вызывать законо-
мерное опасение всех людей доброй воли" (U.S. Catholic Magazine, 1847).
После того, как кино стало популярным средством массовой информации в на-
чале XX века, ввиду озабоченности государства негативным воздействием сцен на-
силия и порнографии на молодежь фонд Пейна начал исследования медиавоздейст-
вия. Изучалась связь между содержанием кинофильмов, с одной стороны, а также
уровнем преступности среди несовершеннолетних и идеалами молодежи, с другой
стороны. Критические размышления Фредерика Уэрдема (Wertham, 1954) по поводу
воздействия комиксов на психологию подростков, прозвучавшие в его произведении
Seduction of the Innocent ("Совращение невинных"), повлекли внеочередной созыв
сенатской комиссии по расследованию преступности среди несовершеннолетних.
Издатели комиксов приняли меры для предупреждения государственных санкций.
Была образована Американская ассоциация комиксов, принят кодекс, запрещаю-
щий, среди прочего, эротические изображения и сцены насилия.
В последние годы многие обвиняют такие книги и фильмы, как "Над пропастью
во ржи" и "Прирожденные убийцы", современную музыку и даже видеоигры в том,
что они призывают молодежь к насилию и агрессии, что подростки совершают пре-
ступления, подражая героям фильмов и книг.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.