Свой Круг
Журналистика и СМИ
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор
Проявляя озабоченность пагубным
воздействием боевиков и порнографии, государство спонсировало многочисленные
научные исследования по данной проблеме. Дебаты вокруг психологического воз-
действия материалов подобного содержания не утихают и по сей день.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СМИ
Хотя реальные последствия медиавоздействия в историческом контексте невоз-
можно доказать эмпирически ввиду наличия среди прочего посторонних влияний1,
западная история изобилует множеством подчас анекдотических примеров воздей-
Артефакты — неучтенные факторы, влияющие на конечный результат. — Прим. ред.
44 Часть I. История исследований феномена медиавоздействия
Глава 2. Воздействие СМИ: исторический обзор 45
ствия СМИ. Такие последствия включают социальные изменения, произошедшие
после введения новых коммуникационных технологий, многочисленные примеры
использования СМИ индивидами и группами для достижения определенных целей
и случаи гражданских акций, вызванных опасением по поводу нежелательного ме-
диавоздействия на аудиторию. Задолго до начала научных исследований и примене-
ния аналитических методов для изучения воздействия СМИ, о его последствиях до-
гадывались, их ощущали, они документально фиксировались.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ
На протяжении долгих лет историки исследовали новые медиатехнологии по ме-
ре их появления и развития. При этом обнаруживались многие факты, свидетельст-
вующие об их мощном социальном и культурном воздействии. Многочисленные ис-
следования посвящены социальным изменениям, вызванным изобретением печат-
ного станка (Eisenstein, 1979, 1983; Febvre & Martin, 1984). С появлением печатного
станка, новой технологии производства бумаги и наборных гранок стали выпускать
больше книг, снизились цены, больше людей стали обучаться грамоте. Социальное
воздействие этих процессов трудно переоценить. В течение примерно 100 лет потре-
бителями печатной продукции стали не избранные представители правящей вер-
хушки общества, а широкие массы населения. К XVI веку в Западной Европе суще-
ствовало больше, чем 250 печатных мастерских, выпускавших более 35 тыс. различ-
ных изданий общим тиражом от 15 до 20 млн. экземпляров {Febvre & Martin, 1984).
Исторические исследования, посвященные распространению нововведений в об-
ласти медиатехнологии (о распространении нововведений читайте в главе 7), обра-
щались также к истории других технических средств, например, телеграфа и фоно-
графа, уделяя внимание проблеме их социального воздействия (Hyde, 1994). Другие
историки изучали динамику развития социальных процессов и изменения в них под
воздействием новых медиатехнологии (Pool, 1977; Marvin, 1988).
ВОЗДЕЙСТВИЕ СМИ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Влияние аболиционистской прессы в годы, предшествующие Гражданской войне
в Америке, иллюстрирует власть печатного слова (в данном случае альтернативной
прессы) над общественным мнением. Афро-американские газеты, такие как
Freedom's Journal, Colored American и North Star, высвечивали проблемы чернокожего
населения Америки, выступали за отмену рабства и способствовали распростране-
нию аболиционистских настроений в северных штатах. По большому счету, воздей-
ствие этих публикаций служило делу просвещения, сплочения и мотивации негров,
а также должно было привить нетерпимость к институту рабства и добиться призна-
ния прав американских негров среди белого населения северных штатов.
"Гуннар Мердал в своей работе An American Dilemma ("Американская дилемма") назвал нег-
ритянскую прессу самым значительным образовательным институтом для черных. Будучи
одной из самых важных арен, на которой разворачивались политические, экономические
и культурные сражения, негритянская пресса позволила рассказать о жизни чернокожего
населения США, его проблемах и достижениях. Газеты озвучивали позицию афро-
американцев и давали возможность обсуждения их насущных проблем. Более того, репор-
тажи о достижениях чернокожих американцев наполняли их гордостью и радостью за свои
успехи, способствовали развитию национального самосознания и вселяли надежду. Черная
пресса также способствовала просвещению и интеллектуальному развитию своих читателей
в то время, когда двери американских учебных заведений были закрыты для них. Пресса
выполняла важную политическую функцию, помогая американским нефам сначала осоз-
нать, а потом воспользоваться своим политическим потенциалом. Редакторы негритянских
газет информировали, вдохновляли, объединяли своих читателей и призывали их к дейст-
вию, давая им конкретные указания" (Dicken-Garcia, 1998, р. 154).
В истории имеется множество других примеров медиавоздействия, которое ка-
жется достаточно мощным для того, чтобы изменить общественное мнение. Вскоре
после образования США в газете New York Independent Journal появилась серия статей
под названием The Federalist Papers ("Записки федералиста"), которые были перепе-
чатаны многими другими изданиями. Эти статьи, написанные Александром Гамиль-
тоном, Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем, были связаны с пользующейся все
большей поддержкой идеей введения новой конституционной формы государствен-
ного правления {Bent, 1969).
Еще одним примером из периода, предшествующего гражданской войне, может
служить уже упоминавшаяся в этой главе книга "Хижина дяди Тома". Историки
в большинстве своем согласились с тем, что ставшее классическим произведение
Гарриет Бичер Стоу было средством пропаганды идей аболиционизма и способство-
вало перевесу общественного мнения в пользу отмены рабства в южных штатах.
"Роман Стоу 'Хижина дяди Тома' первоначально был опубликован как серия рассказов в
аболиционистской газете National Era в 1852-1853 годах. Он стал самым читаемым произве-
дением своего времени. Спустя считанные месяцы после выхода романа отдельным изда-
нием, объем продаж достиг 300 тыс. экземпляров. Книга, по сравнению с другими произве-
дениями, сыграла самую значительную роль в отмене рабства" (Dicken-Garcia, 1998, р.
Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.