Глава 7. Диффузия инноваций


Теория диффузии инноваций тесно связана с психологией вообще и с теорией
социального обучения в частности, в том числе с такими компонентами последней,
как символическое моделирование, убеждение, социальное побуждение и мотива-
ция. Подражание играет существенную роль в диффузии инноваций. С точки зрения
теории социального обучения процесс распространения инноваций определяется
тремя основными событиями: 1) индивид узнает об инновации; 2) индивид прини-
мает инновацию или новое поведение; 3) индивид взаимодействует с другими инди-
видами в системе социальных отношений.
Весь процесс диффузии инноваций можно представить в виде четырех ключевых
этапов. Это: знание или осведомленность об инновации, убеждение посредством
оценки достоинств инновации, решение о принятии или непринятии нововведения
и подтверждение правильности принятого решения.
Несколько научных работ выделяются среди прочих ввиду своей важности для
науки вообще или для исследований медиавоздействия в частности. Сюда относится
исследование распространения лошадей среди индейцев, населяющих Великие Рав-
нины, которое проводилось К. Висслером; исследование распространения семян
гибридной кукурузы в Айове и несколько исследований, в которых изучалась диф-
фузия новостей.
Распространение новых медиатехнологий оказалось в центре пристального вни-
мания ученых, занимающихся изучением массовой коммуникации. В будущем на-
учные исследования в США и других странах будут изучать распространение и воз-
действие этих инноваций. Такие исследования будут способствовать пониманию
социальных изменений и роли новых технологий в развитии общества.
БИБЛИОГРАФИЯ
Backer, Т.Е. & Rogers, E.M. (1998). Diffusion of innovations theory and work-site AIDS programs.
Journal of Health Communication, 3, 17—29.
Ball-Rokeach, S.J. & DeFIeur, M.L. (1976). A dependency model of mass media effects.
Communication Research, 64, 359—372.
Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood
Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Bandura, A. (1992). Self-efficacy mechanism in psychobiological functioning. In R. Schwarzer (Ed.),
Self-efficacy: Thought control of 'action (pp. 355—394). Washington, DC: Hemisphere.
Basil, M.D. & Brown, W.J. (1994). Interpersonal communication in news diffusion: A study of
"Magic" Johnson's announcement. Journalism Quarterly, 71, 305—321.
144 Часть П. Теория и основные понятия
Brown, D. & Bryant, J. (1989). An annotated statistical abstract of communications media in the
United States. In J.L. Salvaggio & J. Bryant (Eds.), Media use in the information age: Emerging
patterns of adoption and consumer use (pp. 259—302). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Brown, LA. (1999). Change, continuity, and the pursuit of geographic understanding. Annals of the
Association of American Geographers, 89, 1—25.
Coleman, J.S., Katz, E. & Menzel, H. (1966). Medical innovation: Diffusion of a medical drug among
doctors. Indianapolis: Bobs-Merrill.
DeFleur, M.L. & Cronin, M.M. (1991). Completeness and accuracy of recall in the diffusion of news
from a newspaper vs. a television source. Sociological Inquiry, 61, 148—167.
Dekimpe, M.G., Parker, P.M. & Sarvary, M. (2000). Global diffusion of technological innovations:
A coupled-hazard approach. Journal of Marketing Research, 37, 147—159.
Deutschmann, P.J. & Danielson, W.A. (I960). Diffusion of knowledge of the major news story.
Journalism Quarterly, 37, 345-355.
Granovetter, M. (1983). The strength of weak ties: A network theory revisited. In R. Collins (Ed.),
Sociological theory 1983 (pp. 201—233). San Francisco: Jossey-Bass.
Kubey, R.W. & Peluso, T. (1990). Emotional response as a cause of interpersonal news diffusion: The
case of the space shuttle tragedy. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 34, 69—76.
Maier, S.R. (2000). Digital diffusion in newsrooms: The uneven advance of computer-assisted
reporting. Newspaper Research Journal, 21,95— 111.
Markus, M.L. (1987). Toward a "critical mass" theory of intensive media: Universal access,
interdependence, and diffusion.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz