Глава 14. Воздействие новостей

Э. Кац, X. Эдони
и П. Парнесс {Katz, Adoni & Parness, 1977) обнаружили, что степень успешности при-
поминания непосредственно зависит от вида содержания новости по Дж. Голтунгу и
М. Руджу. Также было установлено, что на запоминание новости влияет структура
сюжета (Berry & Clifford, 1987; Findahl & Hoijer, 1984; Larson, 1981) и наличие визуаль-
ного материала, сопровождающего телевизионный или печатный сюжет новостей
{Gunter, 1979, 1989а). Однако другие исследования обнаружили или отсутствие прямой
корреляции, или уменьшение эффекта запоминания по вине визуального сопровож-
дения (Baggaley, 1980; Gunter, 1980b; Berry, 1983). Тем не менее, ученые обнаружили
сложные взаимоотношения между визуальным и вербальным рядом, что в свою оче-
редь может сказываться на воздействии зрительных образов и удержании в памяти ауди-
тории информации, содержащейся в новостях (Brosius, 1989; Reese, 1984).
Интересные результаты дали исследования, изучавшие воздействие на человече-
скую память ярких волнующих зрительных образов (убийство, пятна крови и т.д.).
Оказалось, что информация, переданная непосредственно до показа яркого образа,
вытесняется из памяти; а информация, подаваемая в момент демонстрации таких
образов или непосредственно после них, четко откладывается в памяти (Christianson
& Loftus, 1987; Loftus & Burns, 1982; Newhagen & Reeves, 1992).
"По-видимому, с когнитивной точки зрения, интенсивный эмоциональный образ пре-
рывает процесс циркуляции информации, которая непосредственно ему предшествова-
ла, в оперативной памяти почти так же, как ушиб головы может привести к ретроактив-
ной амнезии событий, непосредственно предшествовавших удару. Тем не менее, яркий
образ сам по себе очень хорошо запоминается и может служить организационной схемой
для построения в памяти представления о событии" {Harris, 1999, р. 158).
Сравнение двух родственных исследований показало, что на восприятие журналь-
ных статей влияют фотографии, помещенные в журналах. Д. Зиллман, Р. Гибсон и
С. Сарджент (Zillmann, Gibson & Sargent, 1999) установили, что с помощью односторон-
не подобранных в тематическом плане фотографий можно легко воздействовать на
восприятие аудитории. В одном эксперименте участники читали материал о все воз-
растающем разрыве между богатыми и бедными фермерами, в другом — о проблемах
безопасности парка развлечений. Восприятие и осмысление проблем было проверено
сразу же после прочтения, а затем через 10 дней. На повторную оценку первой пробле-
мы участниками эксперимента очень повлияли помещенные в материале фотографии.
Во втором случае на восприятие и осмысление вопросов парковой безопасности осо-
бенно повлияли фотографии, отражавшие какую-либо опасность.
266 Часть 111. Основные направления исследований
ВОЗДЕЙСТВИЕ НОВОСТЕЙ НА ЗНАНИЯ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
В некоторых научных работах исследовалось осмысление новостей, отложивших-
ся в памяти. Например, Р. Гибсон и Д. Зиллман (Gibson & Zillmann, 1994) обнаружи-
ли, что на осмысление новостей влияют определенные аспекты их сюжетов. Участ-
ники эксперимента, которые читали журнальную статью о проблеме ограбления ав-
томобилей, оценивали проблему серьезнее и считали ее более распространенной,
если в статье приводился необыкновенно яркий пример (например, во время ограб-
ления было совершено убийство), чем в том случае, когда пример был не таким впе-
чатляющим (например, жертва была ранена или вообще не пострадала).
Другие работы изучали деятельность медиа до суда и воздействие СМИ на суд
присяжных. Все исследования сошлись в том, что изложение материалов суда
в СМИ значительно влияет на вынесение вердикта (Carroll et al., 1986), особенно
когда рассматривается дело об изнасиловании или убийстве. Кроме того, опытным
путем исследовался другой тип воздействия на членов жюри присяжных — предва-
рительное, до заседания суда, чтение ими статей о подобных преступлениях, имев-
ших место в истории (Greene & Wade, 1987).
ВОЗДЕЙСТВИЕ НОВОСТЕЙ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ
Благодаря трансконтинентальной природе новостей, передаваемых телеграфными
агентствами и телевидением, новостные медиа давно известны своим воздействием на
внешнюю политику и отношения с другими государствами (Larson, 1986).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz