Глава 14. Воздействие новостей

73-74).
264 Часть III. Основные направления исследований
ЭФФЕКТ СПЛОЧЕНИЯ
Во время чрезвычайных событий в национальных масштабах, когда президент
должен предпринимать конкретные шаги, люди в стране обычно сплачиваются во-
круг него, одобряя его решения и повышая его рейтинг. Этот феномен известен как
эффект сплочения. Такие эффекты четко проявились во время Карибского кризиса
в 1962 году, когда президент Дж. Кеннеди приказал организовать военно-морскую
блокаду, и во время войны в Персидском заливе в 1991 году, когда президент
Дж. Буш приказал подвергнуть бомбардировке Багдад. Л. Козер (Coser, 1956) обратил
внимание на то, что эффект сплочения прослеживается всякий раз при возникнове-
нии какой-либо внешней угрозы. При этом люди проявляют тенденцию игнориро-
вать различия между собой, объединяясь перед лицом опасности.
Масс-медиа способствуют эффекту сплочения двумя способами. Во-первых, ме-
диа выполняют роль посредника при передаче людям информации. Во-вторых, во
время кризиса СМИ часто становятся менее критичными по отношению к лидерам
государства и политикам в их попытках сплочения общества.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ И ДРУГИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ
Исследователи воздействия новостей пытаются установить, какое количество
информации люди узнают из новостей, которые они смотрят, слушают и читают;
какие факторы способствуют или препятствуют им в этом процессе и какими быва-
ют эффекты, возникающие в результате понимания или непонимания новостей.
Другие исследования изучают воздействие новостей на национальном и междуна-
родном уровне; тематика последнего направления включает в себя воздействие но-
востей на международную политику и отношения с иностранными государствами.
ПАМЯТЬ И НОВОСТИ
На протяжении многих лет полученные данные по этой проблеме во многом от-
личались, но обширный материал ранних исследований показал, что из сюжетов но-
востей люди узнают не очень много информации, а то, что они узнают, иногда не
соответствует действительности (Gunter, 1991). Последующие исследования обнару-
жили, что на количество информации, полученной аудиторией из новостей, влияет
множество различных факторов. Пол, возраст, уровень образования, общественный
слой — все эти факторы заметно влияют на количество информации, удерживаемой
в памяти человека. Также было показано, что сохранение информации, касающейся
новостей, определятся личными интересами людей. Это означает, что люди склон-
ны в первую очередь запоминать известия, представляющие интерес лично для них.
За годы исследований ученые установили, что более образованные люди обычно
имеют более престижную работу, чем менее образованные. Они склонны к тому,
чтобы быть лучше информированными о текущих событиях, знания о которых по-
лучают посредством как печатных, так и вещательных новостных СМИ. Такое явле-
ние было названо гипотезой разрыва в знаниях (Tichenor, Donohue & Olien, 1970), ут-
верждающей, что информационно богатый человек становится еще богаче, а ин-
Глава 14. Воздействие новостей 265
формационно бедный человек никогда его не догонит. Многие исследования пока-
зали, что люди с высоким уровнем образования и имеющие престижную работу уз-
нают и запоминают больше информации из новостей {Gunter, 1985; Robinson & Sahin,
1984; Stauffer, Frost & Rybolt, 1983; Renckstorff, 1980). А некоторые ученые обнаружили
и другие факторы, проявляющиеся в более сложных взаимных комбинациях. На-
пример, О. Финдал и Б. Хойджер (Findhal & Hoijer, 1975) установили, что знание
скрытых подоплеки или причин новости связано с успешным ее запоминанием.
Знание таких предпосылок позволяет людям с более низким образовательным уров-
нем запоминать материал новостей наравне с их более образованными коллегами.
Существует также и другая переменная, которая может играть роль в определении
того, что аудитория узнает из услышанного в выпуске новостей, и что задерживается у
нее в памяти. В 1970—1980-е годы исследователи (Galtung & Ruge, 1965) изучали фактор
припоминания в восприятии различных типов новостей (короткое драматическое со-
бытие, сюжет о знаменитых людях, о природных катаклизмах и т.д.).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz