Глава 14. Воздействие новостей

Р. Харрис
(Harris, 1999) определил несколько сфер, в которых новости воздействуют на внешнюю
политику. Они включают ведение дипломатических переговоров, способность медиа вы-
хватывать отдельные яркие образы, а также доверие новостных медиа к правительствен-
ным источникам информации. Харрис указывает, что благодаря масс-медиа современ-
ные дипломатические переговоры между государствами редко бывают секретными и все
чаще получают широкую огласку. "Несмотря на то, что такое пристальное публичное
внимание сдерживает проявление коррупции и других нарушений закона, вполне леги-
тимные секретные переговоры, которые дипломаты проводят во имя общественного
блага, все труднее держать в тайне от публики" (Harris, 1999;р. 160).
Другой сферой, где новости могут влиять на внешнюю политику, является связь
выбранного сюжета с сопровождающим его видеорядом. Фотогеничные темы или сю-
жеты, которые можно проиллюстрировать визуально, обычно широко освещаются в
СМИ, в то время как менее фотогеничные проблемы часто просто игнорируются. Че-
ловек, стоящий перед линией танков во время восстания на площади Тяняаньмынь в
Пекине в 1989 году, служит отличным примером неотразимости визуального образа,
влияющего на реакцию от освещения данной новости. Такие сильные образы связы-
ваются с конкретным сюжетом и врезаются глубоко в память людей по всему миру.
В заключение необходимо отметить доверие новостных медиа к отдельным прави-
тельственным источникам, что в свою очередь влияет на освещение событий в рамках
внешней политики государства. Журналисты, как правило, стремятся сконцентриро-
вать свое внимание на конкретных личностях, таких как главы правительства, пред-
ставители различных партий и организаций или политики, а не обсуждать тенденции
или сообщать информацию о причинах тех или иных процессов. Согласно Харрису:
Глава 14. Воздействие новостей 267
"Порой СМИ все же принимают участие в проведении внешней политики, выступая не-
посредственными каналами связи между правительственными чиновниками разных
стран или политической элитой... В некоторых кризисных ситуациях масс-медиа могут
действительно знать больше, чем правительства, и могут поворачивать поток новостей от
правительства к СМИ в обратную сторону. Во время войны в Персидском заливе и пре-
зидент США Джордж Буш, и лидер Ирака Саддам Хусейн регулярно смотрели CNN, что-
бы узнать, что происходит на войне. Более того, они оба использовали телекомпанию,
чтобы передавать послания противоположной стороне, поскольку телевидение в тот мо-
мент было самым быстрым и надежным средством коммуникации" (Harris, 1999;р. 161).
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ
ПЕРСПЕКТИВЫ
В последних научных работах на тему воздействия новостей были проанализиро-
ваны несколько различных его сфер. Они включали в себя детский страх в ответ на
сюжеты новостей, исследования разрыва в знаниях, дополнительные исследования
запоминания новостей и восприятия освещаемых ими тем. Вероятно, в будущем ис-
следования всех вышеперечисленных проблем будут продолжаться.
С. Смит и Б. Уилсон {Smith & Wilson, 2000) обнаружили различия когнитивных
процессов восприятия новостей у детей разного возраста. Дети старшего возраста (от
10 до 11 лет) пугались сообщений о преступлениях больше, чем дети младшего воз-
раста (от 6 до 7 лет). При этом местные преступления тревожили их больше, чем от-
даленные. Демонстрация же преступления в видеофильме приводила к постепенно-
му снижению испуга детей в обеих группах.
М. Грабе, А. Лонг, С. Жоу и Р. Боллс (Grabe, Lang, Zhou & Bolls, 2001) провели
эксперимент, в котором исследовались физиологическое возбуждение во время про-
слушивания новостей и процесс узнавания. Результаты этого эксперимента под-
твердили гипотезу разрыва в знаниях. Исследователи обнаружили, что участники
с разным социоэкономическим багажом и уровнем образования по-разному запо-
минали факты, увиденные или услышанные из новостей. Участники эксперимента
с более высоким образовательным уровнем показали большую психологическую во-
влеченность в процесс передачи новостей.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz