Глава 14. Воздействие новостей


Исследования запоминания новостей изучали различия в активизации памяти детей и
взрослых информационными передачами в детском и взрослом формате (Walma van der
Molen & van der Voort, 2000a), в особенности детские воспоминания {Walma van der Molen &
van der Voort, 2000b). Телевизионные варианты новостей, в отличие от печатных версий с
фотографиями или аудионовостей, дети запоминали лучше. Изучение памяти на новости
среди молодых (до 30 лет) и старших (после 55 лет) взрослых испытуемых дало следующие
результаты: обе группы с большей долей вероятности запоминали сюжеты телевизионных
новостей, чем известия, поданные только в аудиоформате {Frieske & Park, 1999).
Что касается восприятия, недавно появился целый ряд научных работ, исследую-
щих влияние на мысли и воспоминания читателей так называемых новостных фрей-
мов1. Было обнаружено, что фреймы устанавливают параметры, по которым читатели
определяют информацию сюжетов новостей {Valkenburg, Semetko & de Vreese, 1999).
В одной из работ исследовалось влияние фреймов на восприятие зрителями сюжетов
Фрейм (англ. frame — рама, каркас) представляет собой определенные схемы обработки информации,
определенные кластеры идей, которые сохраняются в мозгу человека и управляют процессом обработки
информации. Авторами теории фрейминга были Р. Энтман, Д. Киндер иДж. Тухман — Прим. перев.
268 Часть III. Основные направления исследований
новостей о выступлениях анархистов (McLeod & Detenber, 1999). Оказалось, что чем
выше уровень консерватизма и устойчивости фреймов, тем зрители менее склонны
идентифицировать себя с анархистами или критиковать полицию.
РЕЗЮМЕ
Главные новости можно определить как сообщение о событии, которое случи-
лось или стало известно за последние 24 часа и может иметь важные последствия
в дальнейшем. Событие, достойное освещения в масс-медиа, имеет пять главных
признаков: оно должно быть персонифицированным, драматичным и наполненным
конфликтами, актуальным и конкретным, новым или отклоняющимся-от нормы
и иметь привязку к темам, которые и в дальнейшем будут интересовать новостные
масс-медиа. Новости также разделяют по нескольким второстепенным признакам.
Обычно это отсутствие оскорбительного тона, восприятие новостей как заслужи-
вающих доверия, компактность и ориентирование на интересы местной аудитории.
Важной разновидностью главных новостей являются чрезвычайные или кризис-
ные новости, которые можно определить как природное или обусловленное челове-
ком событие, представляющее собой непосредственную серьезную угрозу жизням
и имуществу или душевному спокойствию многих людей. Такие чрезвычайные со-
бытия отличаются "внезапным началом, неопределенностью и слабым контролем,
выраженной эмоциональной реакцией и угрозой человеческим жизням и имущест-
ву" {Perse, 2001, р. 53-54). Во время чрезвычайных событий роль масс-медиа в обще-
стве становится особенно важной. Исследователи установили и изучили несколько
различных видов воздействия чрезвычайных событий. Исследования распростране-
ния новостей концентрируются на сообщении новостей и их распространении среди
аудитории посредством печатных и вещательных медиа или межличностных кана-
лов. В других работах исследуется воздействие того или иного чрезвычайного собы-
тия на сами информационные организации — в фокусе внимания оказывается их
особое значение для общества и их деятельность в ответ на кризис. Другим типом
воздействия чрезвычайного события является эффект сплочения, проявляющийся
в объединении людей в неспокойное время вокруг лидера, например президента.
Легкие новости включают в себя сюжеты, представляющие интерес для людей,
и новости, которые нельзя рассматривать как только что случившиеся или безотлага-
тельные по своей природе. Исследователи установили, что за последние годы печат-
ные и вещательные новостные медиа стали предлагать большее количество легких но-
востей, пытаясь таким образом конкурировать с кабельным телевидением и Internet.
Исследователи воздействия новостей пытаются определить объем информации, ко-
торую люди узнают из увиденных или услышанных ими новостей; факторы, способст-
вующие или препятствующие им в этом процессе; виды эффектов, возникающих в ре-
зультате понимания или непонимания новостей.


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz