Глава 8. Теория использования и удовлетворения

Другие иссле-
дователи сосредоточились на изучении удовлетворения потребностей при пользова-
нии масс-медиа в целом {Vincent & Basil, 1997) и личностных характеристиках, опре-
целяющих использование СМИ {Finn, 1997). (См. врезку "Исследования в рамках
теории использования и удовлетворения: видео и Internet".)
154 Часть П. Теория и основные понятия
Исследования в рамках теории использования и удовлетворения: видео и Internet
Исследования особенностей индивидуального использования СМИ и удовлетворения по-
требностей раскрывает многое касательно мотивов, т.е. причин использования СМИ и пред-
почтений определенной медиаинформации. Исследования показывают, почему некоторым
категориям людей нравятся определенные телепрограммы, радиостанции или периодические
издания. Некоторые последние работы дали интересные результаты, объясняющие мотивы
использования видео и предпочтения, отдаваемые определенным Web-сайтам.
В одном из исследований изучалось использование видеомагнитофонов в 119 семьях за пе-
риод с ноября 1992 по март 1993 года. В течение недели участники эксперимента вели осо-
бый дневник использования видео. Позже участники отвечали на вопросы ученых. Иссле-
дование показало, что зрители использовали видеомагнитофоны только для записи тех те-
лепередач, которые транслировались в их отсутствие или одновременно с другими инте-
ресными передачами. В свободное время зрители смотрели видеозаписи этих телепередач.
Использование видео не меняло привычек зрителей относительно просмотра телепередач;
скорее, оно укрепляло уже сложившиеся привычки. Другими словами, люди по-прежнему
предпочитали смотреть свои любимые передачи по телевизору, хотя наличие видео позво-
ляло записывать их и смотреть в любое другое время.
В исследовании, связанном с использованием Internet, ученые задались вопросом:
"Каковы преимущества коммерческих Web-сайтов и какой подход к их применению по-
зволяет наиболее полно воспользоваться этими преимуществами?" Объектом исследова-
ния стали пять сайтов, представляющих товары известных фирм. Участники эксперимента
просмотрели сайты и оценили их. Оказалось, что высшую оценку получили Web-сайты
с приятным дизайном, прозрачной структурой, эффективные в пользовании (требующие
минимального времени для загрузки).
КРИТИКА ТЕОРИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
А. Рубин {Rubin, 1994) провел обзор критической литературы по теории исполь-
зования и удовлетворения и выделил несколько основных положений. Некоторые
замечания были адресованы более раним исследованиям; дальнейшие работы были
призваны дать на них ответы.
СЛИШКОМ индивидуализированный подход
Акцент на индивидуальных различиях приводит к тому, что результаты исследова-
ний трудно применить ко всем медиапользователям или к обществу в целом (Carey &
Kreiling, 1974; Elliott, 1974). В последние годы, однако, надежность результатов повтор-
ных исследований (включая стандартизацию методов при исследовании мотивов ме-
диапользователей) способствовала обобщению данных.
Недостаток синтеза результатов исследований
Различные типологии, разработанные для описания особенностей индивидуаль-
ного использования СМИ и удовлетворения потребностей членов аудитории, трудно
синтезировать (Anderson & Meyer, 1975; Swanson, 1979). Начиная с 1970-х годов, в ре-
зультате усилий, направленных на унификацию разных типологий, стали появлять-
ся более систематизированные классификации, однако различия в типологиях по-
прежнему существуют. Критические замечания должны способствовать дальнейше-
му синтезу результатов исследований.
Необходимость прояснения ключевых понятий
Некоторые исследователи считают, что такие ключевые понятия, как "потребности",
"мотивы", "поведение" и т.п., недостаточно объяснены (Anderson & Meyer, 1975; Blumler,
1979; Elliott, 1974). Начиная с 1970-х годов, эти понятия изучались и описывались более
определенно, однако критика по-прежнему остается правомочной.
Разное значение ключевых понятий
Другие критики обращают внимание на то, что исследователи, работающие в
рамках теории использования и удовлетворения, дают различные определения базо-
вых понятий, таких, например, как "мотивы", "использование" и "удовлетворение"
{Elliott, 1974; Swanson, 1977, 1979).


Данная книга публикуется на сайте только в целях ознакомления! Все права принадлежат авторам. Администрация сайта не несет ответственность за использование данного материала в иных целях.



Используются технологии uCoz